Знакомство учеников 5-х классов с историей образования  города наиболее интересно проходит в форме игры-экскурсии.

Начинается урок с рассказа о приходе людей на территорию Волоколамского края в VI т. до н.э., со знакомства с предметами того времени, объясняется почему на карте все селища и стоянки того времени располагаются вблизи рек.

У макета Услукинского городища разворачивается дискуссия о развитии гончарного, кузнечного производства. Рассказывается о торговле и обмене сделанных изделий, упрощении торговли по рекам.

У экспозиции славянских поселений обсуждается вопрос: а как люди могли торговать с городами и поселениями, которые находятся на другой реке? – дети предполагают различные варианты. После ответов школьников ведется рассказ о волоковых путях, показывается на макете волокового пути как проходил путь судна по каткам на суше, также рассказывается о совершенствовании кузнечного мастерства на предметах находящихся в витрине (гривны, кольца, браслеты.). Строятся версии производства стеклянных браслетов. Возле следующей витрины ведется рассказ о племенах которые пришли в XI в. Это Вятичи, Кривичи, Новгородские Словене. Показывая предметы в витрине принадлежавшие каждому из племён, рассказывается про быт и хозяйство, про развитие судов от челнов до ладей и стругов и ушкуев.

Разговор далее ведется об Старом Волоке и от том что город перенесли в 1024 году на новое место, далее показывается первое упоминание в 1135 году в трёх летописях. Обсуждается основной вопрос : зачем переносили город, чем новое место лучше предыдущего, каким способом строили город, какие постройки надо было возводить в первую очередь. У детей есть возможность примерить на себя кольчугу, взять в руку меч (копию древнего).

Школьники, рассматривая макет, сравнивают древнее положение города с нынешним, высказывают предположения : что надо делать для сохранения исторического памятника, что наиболее важно и интересно сберечь, зачем работают археологи, каким хочется видеть свой древний город.