Режим работы
МВК «Волоколамский кремль»
ПН – выходной,
ВТ – ПТ: 09:00 – 17:00
СБ – ВС: 10:00 – 17:00
Касса работает
до 16:30.
Последняя пятница месяца – санитарный день
Режим работы Осташевского краеведческого музея
ПН, ВТ, СР, ЧТ – выходной,
ПТ: 12:00 – 15:30
СБ – ВС: 10:00 – 17:00
Касса работает до 16:30
Последняя пятница месяца – санитарный день
Режим работы Ярополецкого краеведческого музея
ПН, ВТ – выходной,
СР – ВС: 10:00 – 17:00
Касса работает до 16:30
Последняя пятница месяца – санитарный день
Режим работы музея Героев-панфиловцев
ПН – выходной,
ВТ – 10:00 – 14:00
СР – ВС: 10:00 – 17:00
Касса работает до 16:30
Последняя пятница месяца – санитарный день

МЫ ПОМНИМ.

В этом году мы отмечаем 75-летие битвы под Москвой и освобождение города Волоколамска от немецко-фашистских захватчиков. Несмотря на то, что немецко-фашистские войска превосходили нас по численности и военной технике, им не удалось поработить волю и силу духа советских солдат.

Более 18 тысяч погибших и умерших от ран воинов лежит на нашей Волоколамской земле. И только около 10 тысяч известных имен. Более 3-х тысяч воинов числятся пропавшими без вести.

Символами боевой славы и вечной памяти являются гранитные и мраморные скульптуры, обелиски, на которых увековечены имена тех, кто составляет гордость жителей Волоколамска. Более 100 памятников воинской Славы воздвигнуто в Волоколамском районе, из них 73 братские могилы.

Многие очевидные события той поры нередко оказываются тайной для потомков, которым всё труднее понять истинные масштабы подвигов, совершенных нашими солдатами.

В каждой деревне, в каждом населенном пункте нашего района проходили жесточайшие бои. Враг днем и ночью рвался к Москве. Однако до выхода на подступы к столице немецко-фашистские захватчики встретили упорное сопротивление советских войск, оказались вынужденными вести ожесточённые бои на Северо-Западном, Западном и Юго-Западном стратегических направлениях.

Солдаты грудью вставали на защиту нашей Родины. О битве за деревню по радио говорили как о боях местного значения.

Но за каждым таким боем местного значения стояли люди, которые совершали подвиги.

Вот о таком малоизвестном подвиге советского солдата должны знать потомки. Бой у д. Болычево.

Фашисты потеряли в этом бою 22 танка, из них 20 подбили артиллеристы. В этом бою геройски погибли наши артиллеристы майор В.Л. Аугсбург, начальник связи С.П. Дедешко, командир второй батареи Г.О. Бабаян, начальник связи дивизиона И.Ф. Дроздов, начальник разведки дивизиона Б.Н. Слезкинский».

О бое у совхоза Болычево и о гибели бойца, начальника связи С.П. Дедешко в своем письме к матери написал майор Атиф Амирович Нариманбеков:
«Уважаемая Анна Францевна!

Вчера получил Ваше письмо с просьбой о сообщении Вам подробностей гибели Сережи. Это я должен был сделать в первом письме, которое мною было адресовано на имя его жены, но по причинам внутренних переживаний, я это сделать не смог.

Мне хочется Вам - матери Сережи более подробно описать все происшедшее:

По приказу Ставки Верховного Командования, наша дивизия была переброшена с Сев. Западного фронта на Западный фронт на защиту подступов к Москве, на волоколамское направление, которое явилось ареной жесточайших боев с врагом. Мы встретились с фашистами под совхозом Болычево. 15 октября 1941 г. в 2 часа дня на наш наблюдательный пункт внезапно и коварно напали 22 танка противника. Наши артиллеристы встретили наступающие танки ураганным, сокрушительным огнем. Фашисты открыли сильный огонь из пулеметов, пушек и автоматов. Бой продолжался 3 ½ часа. Недалеко от наблюдательного пункта находился сарай, где Сережа выполнял задание командования. Потеряв в этом бою 13 танков, озверевшие фашисты 3-мя танками окружили сарай и зажигательными пулями подожгли сарай, продолжая его обстреливать. И в этом сарае, сожженном дотла, остался Сережа, самоотверженно и храбро отдавший свою жизнь за нашу Родину.

Вот все, что я могу сообщить о месте его погребения.

За несколько дней до гибели своей, он был сильно простужен, но, невзирая на потерю голоса, он честно и добросовестно выполнял свои обязанности.

Писать все это тяжело, но Вам, как его матери, я пишу сущую правду, выражая всей Вашей семье свое глубокое соболезнование в связи с героической гибелью Сережи на Западном фронте Великой Отечественной войны с озверевшими войсками германского фашизма - за честь и свободу нашей Родины.

Враг разбит и в панике отступает. Наши доблестные части наносят ему удар за ударом. Весь театр военных действий усеян десятками тысяч его трупов и трофеев.

За гибель наших братьев и друзей мы будем мстить беспощадно.

Командный состав выражает Вам также свое соболезнование и шлет привет Вашей семье.

Уважающий Вас А. Нариманбеков

Адрес мой: Полевая почта станция № 993 857 Артполк 1 дивизион. Нариманбекову Атифу Амировичу».

Не суждено было остаться в живых и автору этих строк. Погиб он позже. Не приходя в сознание, скончался от ран в ЭГ 3354 в городе Великие Луки 13.04.1944 г. Похоронен на Коломенском кладбище.

«На следующий день свыше двадцати танков двинулись на огневую позицию второй батареи. Подбито два орудия, погибли расчеты, получило поврежденье третье. И лишь одно орудие коммуниста А.В. Банина продолжало стрелять. Сюда с трудом пробрались командир дивизиона Павел Рожков и политрук Николай Дмитриев. Они заменили разбитое колесо орудия снарядными ящиками. Рожков встал к прицелу. Дмитриев занял место заряжающего. Раненый рядовой Карамзин подносил снаряды. Орудие продолжало драться. Но все ближе подбирался враг.

Рожков не отрывается от прицела, а Дмитриев, сразив фашистского автоматчика, схватил автомат и уложил еще 9 гитлеровцев. Воспользовавшись этим, А. Банин, наводчик К. Крохмаль, ездовой И. Ильин под огнем вывезли уцелевшее орудие к позиции третьей батареи. Здесь расчет снова открыл огонь и оставшимися четырьмя снарядами подбил еще два танка противника. После очередного натиска гитлеровцев в живых остался только Банин, но он не дрогнул и сражался до тех пор, пока билось его сердце.

В этих первых боях закалилась 316-я стрелковая дивизия. Впоследствии маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский так отозвался о действиях дивизии в сражении за Москву: «Воины артиллеристы, пехотинцы, саперы и связисты проявили массовый героизм, отражая атаки врага. Не единичны были случаи, когда артиллеристы продолжали вести огонь из подбитых и поврежденных орудий. Пехота сражалась с танками гранатами и бутылками с горючей смесью. Ее подразделения, прикрывавшие артиллеристов, гибли вместе с расчетами орудий, но не покидали их»…

Наводчики Терехов и Обухов подбили по три танка. Когда расчет выбыл из строя и остался только Обухов, он и один продолжал сражаться. До последнего вздоха.
«Славное начало!» - радовался И.В. Панфилов подвигу своих воспитанников. Он прошел по фронту обороны и всем ставил в пример стрелка Кирилла Кривенко, который, подпустив фашистский танк на бросок гранаты, бросил ее под гусеницу машины и добавил туда бутылки с горючей смесью.

Командир 6-й батареи Сергей Андреев в эти дни писал: «В честь 24-й годовщины Великого Октября взорвал у противника склад горючего, разбил в поселке штаб».
«В ночь на 8 ноября совместно с саперами проник в расположение противника, вывел из строя 9 фашистских танков из новой итальянской танковой части», - сообщал командир разведчиков Визер.

После полудня 28 ноября гитлеровцы подтянули свежие части эсэсовцев. Пьяные, во весь рост пошли они в атаку. Гвардейцы встретили их дружным огнем. Атакующих стали обгонять танки. Один из них двинулся на орудие коммуниста И.Ф. Квочева. «Стреляй!» - крикнул кто-то, но Квочев не отрывался от панорамы. И только подпустив танк близко, орудие дрогнуло, выбросив язык пламени. Танк завертелся на месте. Вторая машина противника пошла левее. Квочев вновь прицелился и дал залп. Второй танк развернулся на 90 градусов и замер на месте. Теперь вообще танки противника пройти здесь не могли – дорога была закрыта подбитыми машинами противника»

Это лишь один из описанных подвигов, совершённых нашими солдатами, но ведь их было множество.

Наши потомки должны знать о подвигах своих дедов и прадедов, о тех кто не щадя живота своего, шел на танки с гранатами, кто ценой своей жизни отстоял жизнь и свободу своих детей, будущего поколения.

Сколько ещё таит в себе наша земля погибших солдат, не вернувшихся с поля боя?! Сколько не раскрытых тайн хранит в себе она, сколько ещё не известных подвигов, совершённых нашими воинами предстоит открыть?!

Тысячи погибших и умерших от ран еще не известными лежат на нашей земле. Их души еще не упокоены, они ждут помощи от нас, живых. И наш святой долг – найти их, помочь восстановить имена погибших из небытия, увековечить на плитах братских могил и в Книгах Памяти.

Не утихает боль о тех, кто пал на полях сражений, умер от ран в госпиталях, в нацистских концлагерях, пропал без вести. Свой долг волоколамцы видят в том, чтобы ни один погибший воин не остался неизвестным.

Мы, новое поколение, не знавшее скрежета боевых машин, угарного дыма, боли и крови, ужасающего оскала войны, обязаны знать и помнить, передавать своим детям, чтобы они помнили, чтобы чтили память о тех, кто погиб на полях сражений, кто не щадил себя, защищая свою отчизну, свою родину.

Вечная память тем, кто отстоял свободу и независимость, кто защитил нашу Родину в жестокой схватке с врагом и одержал историческую победу.

Советская 45 мм пушка в битве под Москвой

Бой за деревню

 

Мемориальный ансамбль воинской Славы (г. Волоколамск, ул. Ленина)

 

Танк Т-34 советским воинам, проявившим мужество при защите и освобождении Волоколамска (г. Волоколамск)

 

152-мм пушка-гаубица на 118 км при въезде в город Волоколамск воинам освободителям 16-й и 20-й армий

 

Братская могила в с. Ивановское (центр)